Главная » Статьи » Военные корабли » Военные корабли

Линкор «ЯМАТО»
Линейные корабли – линкоры. Вели свою родословную от линейных парусных кораблей и стали очередной вехой эволюции броненосцев ХIХ вв. Это класс тяжело бронированных артиллерийских кораблей, предназначенных для уничтожения судов противника и помощи в проведении сухопутных операций.
В ряду стальных громадин выделяется творение японских инженеров – линкор «Ямато». Ямато - великая гармония, мир сила духа, сама Япония, наконец, все вошло в название этого корабля. Японцы, которые помнят вторую мировую, до сих пор вздыхают о нем: «Какой был большой, красивый»
По Вашингтонскому морскому соглашению 1922 года ведущие морские державы того времени договорились ограничить количество линейных флотов. Для Англии США и Японии соотношение линкоров было 5:5:3, были установлены и лимиты водоизмещений новых кораблей (35 000 т), и калибр орудий (406 мм).
Таким образом, Япония многократно проигрывала потенциальным противникам в количестве кораблей, и победа была возможна лишь за счет достижения качественного превосходства. Исходя из этих реалий, было принято решение отказаться от соблюдения ограничений договора и приступить к разработке и постройке линейных кораблей нового типа.
С 1934 по 1937 год было рассмотрено порядка двадцати четырех проектов и, наконец, 4 ноября в четвертом строительном доке военно-морского арсенала в Куре (док пришлось специально углубить на 1 м) состоялась закладка головного линкора серии – «Ямато» по проекту вице-адмирала К.Фукуда.
Корабль имел узнаваемый волнообразный силуэт – наличие горба посередине корпуса вызвано попыткой сочетания требований к размещению вооружения и остойчивости корабля. Установленное вооружение – девять 460 мм, шесть 155 мм, двадцать четыре 127 мм, сто пятьдесят два 25 мм орудия и мощное бронирование должны были обеспечить господство линкора на море.
Корабль имел уникальную систему управления огнем. Электромеханический вычислитель, входящий в ее состав позволял вводить данные о курсе цели, углах наклона орудий и, даже вводить различные поправки, такие как географические координаты, погодные условия и дату боя. По послевоенным заключениям американских военных специалистов приборы были далеки от совершенства, система была слишком сложна, но обладала огромным потенциалом.
Имелось на корабле и авиационное вооружение – семь гидросамолетов.
Водоизмещение гиганта составляло 72 810 тонн. При этом он имел достаточно малую осадку – около 10, 5 метров.
Увы, имея самую толстую броню, корабль был далеко не самым защищенным (отсутствие современных технологий в металлургии и недостаток материалов привели к тому, что броневые листы по защитной эффективности уступали американским на 14%, а английским почти на треть). К тому же, для увеличения защиты боевой рубки, бронепалубы и башен главного калибра пришлось отказаться от полного бронирования корабля. В последнем бою это конструкторское решение привело к огромным потерям среди личного состава от огня пулеметов и бомб американских самолетов.

Благодаря беспрецедентным мерам секретности (маскировка, дезинформация, жесточайший отбор персонала, вплоть до последнего рабочего, ограничение доступа к полным сведениям о строительстве, разбитие финансовых документов на несколько подпрограмм) действительные характеристики линкора стали известны лишь после окончания войны.
Спуск корабля на воду состоялся 8 августа 1939 года, ввод в состав вооруженных сил 16 декабря 1941 года, однако боеготовым он признан только 27 мая 1942.
Как и карьера большинства линкоров воюющих стран военная карьера «Ямато» не особенно богата событиями – стремление сохранить такие дорогие корабли доходило до абсурда.
Во время сражения у атолла Мидуэй линкор был флагманом адмирала И.Ямамото и, после получения сообщения о разгроме японского флота выведен из боя так ни разу и не выстрелив из своих огромных орудий.
После этого корабль был перебазирован к острову Трук в качестве плавучего штаба, где 25 декабря 1943года и получил 270 килограммовую торпеду от американской подводной лодки.
Январь- апрель 1944- восстановление и модернизация. И, наконец, в июне линкор принял участие в сражении в Филиппинском море и в первый раз выстрелил по самолетам противника. К несчастью сбитым оказался японский истребитель «шиден» принятый за американский.
С 23 по 26 октября «Ямато» воевал в заливе Лейте. В 6:58 впервые в своей карьере линкор открыл огонь по надводной цели. В ходе боя японские артиллеристы зафиксировали большое количество попаданий, хотя на практике результаты оказались не столь высоки. И снова ремонт и усовершенствование.
Война тем временем пришла к Японии. 1 апреля американские морпехи высадились на Окинаве.
6 апреля 1945 года «Ямато» и девять кораблей охранения направились к острову для уничтожения транспортов с войсками и американского флота. Дела обстояли настолько плохо, что корабль получил запас топлива лишь в одну сторону… 7 апреля они были обнаружены и с полудня подверглись массированной атаке американских палубных самолетов. Сбив всего 10 машин противника и получив попадания от 4 до 12 авиабомб и от 7 до 12 торпед (причем все в левый борт) в 14:23 по местному времени, после взрыва носового погреба линкор затонул. Погибло более 2500 тысяч моряков вместе с командующими капитаном корабля. Американские потери составили 12 летчиков.
Линкор «Ямато» представлял собой вершину и одновременно конец развития кораблей этого класса. Оставшись в истории навсегда непревзойденным, этот стальной монстр так и не показал миру свою мощь…

Похожие материалы:
Категория: Военные корабли | Добавил: RespectLex (21.04.2013)
Просмотров: 886 | Комментарии: 1 | Теги: «ЯМАТО», линкор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar