Главная » Статьи » Подводные лодки » Подводные лодки

"Акула" / Подводная лодка
Подводная лодка 941 «Акула» - название не одной машины, это был целый проект по созданию ракетных подводных крейсеров такого класса. Первая подводная лодка «Акула» (ТК-208, позднее названный «Дмитрий Донской») была спущена в Белое море на верфи Северодвинска 23 сентября 1980 года. В НАТОвской классификации проект создания таких кораблей получил имя «Тайфун» («Typhoon»). Тяжелые атомные подводные ракетные крейсеры 941 «Акула» могли нанести грандиозный ущерб любому противнику, поэтому лодки проекта 941 были выделены в отдельную стратегическую систему.
Проектировались крейсеры в Ленинградском Центральном конструкторском бюро «Рубин». Техническое задание на проектирование первой лодки было выдано в декабре 1972 г., главный конструктор С.Н. Ковалев руководил проектом. Эта лодка достигала в длину 170 м, в ширину – 23 м, надводное водоизмещение «Акулы» составляет 23200 т, подводное - 49,8 тысяч тонн. Экипаж 160 человек. Лодки 941 «Акула» способны нести 20 трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет на твердом топливе со стартовой массой 90 тонн. Внутренний корпус лодки уникален: он состоит из двух параллельно расположенных сигарообразных цилиндров диаметром по 10 метров каждый с тремя переходами через промежуточные отсеки: в носу, в центре и в корме. По сути, получается, что в одном общем легком корпусе размещены как бы две лодки, или «левый борт» и «правый борт». Реакторы и турбины в этих отсеках дублированы, поэтому если что-то или всё откажет в одной половине, за счет другой лодка сможет выполнить задачи и вернуться на базу. «Акула» также могла пробивать лед толщиной 3 м. Кроме того, субмарина была оборудована огромной спасательной камерой, способной всплыть со всем экипажем даже с очень большой глубины, небольшим спортзалом, сауной и бассейном. Размеры были обусловлены габаритами твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которые планировалось разместить на «Акуле». Они мощнее, но тяжелее ракет-конкурентов – американского «Трайдента». При внушительном размере лодка оказалась маневренной и обладала низким уровнем шума.
Крейсеры базировались на Кольском полуострове в Западной Лице. Для обеспечения их деятельности даже проектировались специальные спутники. «Акулам» отводилась роль стать мощнейшей подводной силой во всем мире. Всего таких кораблей было построено 6.
С проектом «Тайфун» связано много интересных фактов. Первый из них в какой-то степени связан с мистификацией. Проект был засекречен, и нигде в мире ничего не знали о его реализации. Американский экстрасенс, работавший на ЦРУ, доложил властям, что в России готовится спуск на воду огромного ракетного крейсера. Ему не поверили, однако он настоял на размещении над Кольским полуостровом спутника, и в один из моментов «Акулу» удалось заснять. Размеры корабля действительно были шокирующими и вызвали у потенциальных противников панику.
Правда, на подводных лодках 941 «Акула» случались и инциденты. 27 сентября 1991 года на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, боевая часть ракеты — выброшена в море. Экипаж не пострадал, но лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. Впрочем, данное вооружение могло преодолеть и не такие препятствия.
Есть факты, которые вызывают только недоумение. Существование самых крупных и мощных в мире лодок в настоящее время находится под большим вопросом. Сначала, в 1990-ых, как говорят, не без давления со стороны западных «друзей», были уничтожены ракеты, которыми были оснащены лодки. В 1996-1997 годах три ракетоносца (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), находившиеся на службе всего 12-13 лет, были утилизированы. Из трех оставшихся (ТК-20 «Северсталь», ТК-17 «Архангельск» и «Дмитрий Донской») в действующем состоянии в составе Северного флота находится только самая первая лодка ТК-208 «Дмитрий Донской». Она переоборудована для испытания ракет «Булава». Первоначально предполагалось разместить на них комплекс "Барк" в исполнении КБ им. Макеева - твердотопливные ракеты с разделяющимися головными частями и оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения, повышающей точность стрельбы. Однако в итоге остановились на разработке «Булав». Точно неизвестно, как переделали «Дмитрия Донского». Одни источники утверждают, что в существующие шахты для ракет Р-39 со стартовой массой 90 т были вставлены новые пусковые стаканы для небольших «Булав», другие говорят, что под «Булаву» всё-таки были переоборудованы не все шахты. Наверное, в связи с тем, что крейсер стал носителем этих ракет, на «Дмитрии Донском» при традиционном обряде посвящения подводники заменили кувалду булавой. Также на «Дмитрии Донском» размещено торпедно-минное вооружение и система ПВО. Два других корабля просто стоят на приколе. По слухам, уже к 2014 году планируется утилизировать все эти лодки.

Похожие материалы:
Категория: Подводные лодки | Добавил: Smin (26.04.2013)
Просмотров: 1319 | Теги: лодка, Акула, подводная | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar