Главная » Статьи » Лайнеры » Пассажирские

Катастрофа "Генерала Слокама"
Колесный пароход «Генерал Слокам» построен в Бруклине. Год постройки 1891. «Генерал Слокам» мог развивать скорость в 18 узлов.
В июне 1904 году община лютеранской церкви Св. Марка в Нью-Йорке отмечала свой традиционный праздник в честь годовщины своего существования. Община планировала совершить водную прогулку в один из городков Нью-Йорка и выбрала в качестве транспорта именно «Генерала Слокама». 15 июня пароход пришвартовался к пирсу, ожидая своих гостей. Большинство пассажиров – женщины и дети, мужчин на борт зашло не больше сотни. В целом пароход принял 1388 человек и отправился в путь, в сторону пролива Лонг-Айленд.
Управляемый капитаном Вильямом Ван Шайком, опытным не смотря на приличный возраст, «Генерал Слокам» готовился к проходу скалистого пролива «Врат ада». Команда любого судна, желающего пройти пролив должна была быть максимально подготовленной, знать локацию. «Врата ада» напоминают своим видом букву Z, а скорость течения в этой местности обычно достигает пяти или шести узлов, прекращаясь лишь один раз за сутки на несколько минут.
Примерно через 20 минут после того, как пароход отошел от пирса на борту случился пожар. Первыми сигналы бедствия почувствовали пассажиры, которые уловили запах едкого дыма, доносящегося со стороны кладовой. Из команды первым сообщение об этом получил матрос Кокли. Открыв кладовую, он обнаружил, что горит солома в одной из бочек. Он незамедлительно сообщил об этом. Собралась небольшая группа, которая должна была предотвратить пожар. Первым делом они включили пожарный насос и раскатали по палубе рукав. Открыв вентиль, старый шланг под большим давлением лопнул в нескольких местах. Через пару минут минут второй механик Эверетт Брэндоу принес еще один шланг. Но использовать его не смогли, так как не нашли переходной муфты к насосу. А время шло и огонь из бочки охватил машинное масло и масляную краску, и очень быстро пламя из кладовой перекинулось на деревянные панели парохода и переборки. Помимо того что пароход сам был построен полностью из дерева, так еще и незадолго до катастрофы его покрасили краской.
Напомним, что тем временем «Генерал Слокам» шел полным ходом по опасному заливу, чтобы не потерять управляемость. Скорость стала еще одним решающим звеном в этой цепочке…огонь быстро распространялся по судну. Пассажиры мирно отдыхали и не знали ничего о пожаре. Не знал ничего и капитан.
Утром перед Нью-Йоркскими жителями открылась чудовищная картина: по реке Ист-Ривер на полной скорости мчался огненный пароход. Его пытались оставить, показать сигналы, но он продолжал свой путь. Когда до капитана дошли известия о пожаре он понял, пароход затонет. Остановить судно, находясь во «Вратах ада» капитан не мог, поскольку знал, что это ничем хорошим также не кончится. Заметившие огонь пассажиры тут же начали паниковать, последовала давка. Шлюпок на судне было всего 6. Но их спустить также не представлялось возможным. Мало того, что они были прикреплены к кильблокам проволокой, так еще и почти намертво присохли к ним из-за недавней покраски. Второй надеждой были спасательные жилеты. Но и их в итоге достать так и не смогли.
Покинув наконец «Врата ада», капитан Ван-Шайк понял: судно можно посадить лишь у берегов острова Норт Бразер Айленд. «Генерал Слокам» стремительно направился в сторону спасения. В это время портовый буксир «Франклин Эдсон» сумел приблизиться к нему вплотную и пришвартоваться к кожуху гребного колеса. Тогда несколько десятков пассажиров смогли перебраться на буксир. Но буквально через пару минут загорелся и он. Буксир поспешил к берегу, чтобы высадить людей. Отовсюду к «Генералу Слокаму» спешили пожарные суда, паромы, гребные лодки. Они подбирали с воды плывущих людей и трупы.
Те, кто тогда находился на берегу, увидели горящий пароход и немедленно кинулись на помощь. На другом острове Райкерс располагался исправительный дом для малолетних преступников. Даже они не смогли спокойно наблюдать за ужасной картиной, они без разращения взяли лодки и отправились к судну.
За первый день работ было обнаружено 498 погибших; затем сообщили 957 погибших. Немного спустя эта цифра изменилась, в госпиталях от ожогов погибло еще несколько десятков человек. Окончательная цифра была ужасающей – 1021 человек. Пароходу понадобилось чуть больше получаса, чтобы сгореть практически полностью.
Начавшееся вскоре следствие выяснило, что, как и во многих других похожих случаях, во время эксплуатации судна допускались нарушения. Капитан судна доказывал, что он управлял исправным и проверенным судном, но от правды не скрыться. Выяснилось, что команда ни разу не проверяла себя в действии в ненастоящих условиях при пожаре, не получила должный инструктаж, не было и учебных тревог на пароходе. В конце-концов капитана обвинили в непредумышленном убийстве огромного количества людей. Он получил 10 лет тюрьмы. Остальные были признаны невиновными и их отпустили. Это вызвало общественный резонанс: «почему приговорили лишь капитана, который к тому же был уже в возрасте?». Изначально апелляция Ван-Шайка в Верховный суд США была отклонена: капитан сел в одиночную камеру тюрьмы Синг-Синг. Незадолго до этого он успел жениться на медицинской сестре, которая ухаживала за ним в госпитале после пожара на пароходе. Не отчаявшись, она смогла собрать множество подписей под петицией о помиловании своему мужу. Петиция была вручена президенту США Уильяму Тафту. Он принял решение в пользу капитана и он в первый день Рождества 1911 года был освобожден из тюрьмы. Капитан умер в 90-летнем возрасте.


Похожие материалы:
Категория: Пассажирские | Добавил: julia (03.07.2016)
Просмотров: 364 | Теги: Река, пожар, море, генерала, трагедия, Слокама, судно, пассажиры, катастрофа, корабль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar