Поведение в споре

Стереотипы и основные эффекты восприятия.

При
восприятии людьми друг друга часто
возникают различные стереотипы. Наши
истолкования и оценки внешнего мира
чаще всего основываются на установках,
создающихся у нас на протяжении всей
жизни. Социальные установки, лежащие в
основе трудностей общения, обычно
содержат в себе неадекватные,
идеализированные представления о
межличностных отношениях, среди которых
можно выделить такие, как абсолютизированные
идеи социальной справедливости,
представление о собственном превосходстве,
завышенные требования к окружающим и
отсутствие критических требований к
самому себе. Наиболее популярные
проявления этих представлений – эффект
ореола, эффект «первичности и новизны»,
эффект стереотипизации.

Эффект
ореола
заключается в тенденции переносить
предварительно полученную благоприятную
информацию о каком-либо человеке на
реальное его восприятие. Воспринимаемые
черты как бы накладываются на тот образ,
который уже был создан заранее. Этот
образ, ранее существовавший, и выполняет
роль ореола, мешающего видеть действительные
проявления объекта восприятия.

Близким
к эффекту ореола является эффект
проекции,
который возникает тогда, когда приятному
для нас собеседнику мы склонны приписывать
свои собственные достоинства, а
неприятному – свои недостатки. Совершенно
справедливо утверждение: «Мы верим
тому, чему хотим верить». Таким образом,
эффект проекции побуждает нас находить
в других, как в зеркале, наши собственные
свойства, состояния, черты, которые ярко
представлены у нас самих. Такая проекция
получила название атрибутивной.

Другим
видом проекции является
защитная. Защитная
проекция заключается в том, что импульсы
и чувства, неприемлемые, неприятные
данному человеку, приписываются им
другим людям. (Трус радуется сомнениям
и неудачам смелых, излишне озабоченный
какими-либо проблемами находит эти же
проблемы и у окружающих).

Людям
свойственно подсознательно оказывать
противодействие сильному давлению
извне, в чем бы оно ни выражалось, так
как воспринимается оно как покушение
на их право свободного выбора. Этот
феномен получил название эффект
бумеранга.

Эффект
«первичности и новизны»
также умножает трудности межличностной
перцепции. Он касается значимости
определенного порядка предъявления
информации о человеке для составления
представления о нем. После первой
встречи с незнакомыми людьми больший
вес, значение придается данным, полученным
вначале, а при общении со старыми
знакомыми мы, наоборот больше доверяем
последним сведениям.


Мнение,
сложившееся вначале, очень часто надолго
определяет отношение к человеку или
событию, первая информация оказывается
сильнее последующей.

Стереотипизация
также
рассматривается как один из эффектовмежличностного
восприятия.

Стереотип
– это некоторый устойчивый образ
какого-либо явления или человека, которым
пользуются как известным «сокращением»
при взаимодействии с этим явлением. Как
правило, стереотип возникает на основе
достаточно ограниченного прошлого
опыта, в результате стремления строить
выводы на базе ограниченной информации.

Именно
на стереотипности
восприятия людей построена наука
физиогномика
(от греч. Physis
– природа, gnomon
– знающий) – учение о связи между внешним
обликом человека и его принадлежностью
к определенному типу людей. Физиогномисты
«научно» по внешним признакам устанавливают
психологические особенности этого
типа.


Многие
стереотипы передаются и развиваются в
соответствии с образами, заложенными
в нашем сознании еще родителями.

Этнические
стереотипы
– образы типичных представителей
определенных наций. Даже не имея личного
опыта общения, мы наделяем иностранцев
строго фиксированными чертами внешности
и особенностями характера. Профессиональные
стереотипы (каждая
профессия имеет свой штамп).

В
педагогической практике наблюдаются
ли стереотипы по отношению к ученикам?
(«Хорошего» ученика вызывают чаще и
активнее поддерживают, а от «плохого»
ничего хорошего и дельного педагог не
ждет и затрачивает на него меньше
времени).


Плохое
и хорошее настроение может усиливать
стереотипы относительно других. При
плохом самочувствии мы воспринимаем
людей и события в более негативном
свете.

Психологические
механизмы, объясняющие как происходит
процесс оценки другого человека (на
основе воспринятых внешних особенностей):

  • познания
    и понимания людьми других – идентификация,эмпатия,
    аттракция

    (привлекать);

  • познания
    самого себя – рефлексия;

  • механизмы,
    обеспечивающие прогнозирование
    поведения партнера по общению –
    каузальная
    атрибуция
    .

Идентификация
– (лат. –identificare
– отождествлять). Неосознаваемый
эмоционально-когнитивный процесс
уподобления одного субъекта другому
(группе, образцу).

Аттракция
– (анг. Attraction-притяжение,
тяготение) представляет собой форму
познания другого человека, основанную
на возникновению к нему положительных
чувств: от симпатии до любви. Причиной
появления положительного эмоционального
отношения партнеров по общению нередко
бывает их внутреннее сходство.

Рефлексия
– это
способность человека представить, как
он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание другого, но
знание того, как другой понимает нас:
наши умственные способности, индивидуально-
личностные особенности и эмоциональные
реакции.

Понимание
другого человека очень важно для
успешного общения с ним. Нередко нас
интересует, что заставляет собеседника
действовать так, а иначе, т.е. каковы
причины его поступков. Ведь зная их,
можно спрогнозировать дальнейшее
поведение партнера по общению. Если бы
человек всегда располагал полной
информацией об окружающих людях, с
которыми он вступает в общение, то он
мог бы безошибочно строить тактику
взаимодействия с ними.

Но в повседневной
жизни мы, как правило, находимся в
условиях дефицита информации, не зная
истинных причин поведения другого
человека. Это незнание вынуждает нас
приписывать другим самые разнообразные
причины их поведения и поступков. В их
основе лежит сходство поведения
собеседника с каким-то известным образом
или анализ наших собственных причин,
которые обнаруживаются в аналогичной
ситуации.

Приписывание
причин поведения другому человеку
называется каузальной атрибуцией

Каузальная
атрибуция – ( от
лат. Causa-
причина и attribuo-
придаю, наделяю) – интерпретация
субъектом межличностного восприятия
причин и мотивов поведения других людей.
Исследования показывают, что у каждого
человека есть привычные объяснения
чужого поведения.

Одни
люди всегда находят виновника случившегося
и приписывают причину произошедшего
конкретному человеку, но не себе.
Например, получил «неуд» на экзамене –
виноват преподаватель, потому что
придирается (личностная
атрибуция).
Другие склонны все видеть в обстоятельствах,
а не искать виновника (обстоятельственная
атрибуция),
например, опоздал на занятия, потому
что транспорт плохо ходит.

Помимо
этого, мы сталкиваемся с внутренней
или внешней
атрибуцией.
Успех на экзамене однокурсника мы можем
приписать его высоким умственным
способностям, старательности, усидчивости,
упорству – внутренняя,
а может приписать факту, что билет
достался легкий или, что удалось
воспользоваться шпаргалкой – внешняя.

Изучение
каузальной атрибуции исходит из следующих
положений:

  1. Люди,
    познавая друг друга, не ограничиваются
    получением внешне наблюдаемых сведений,
    но стремятся к выяснению причин поведения
    и выводам, касающимся соответствующих
    личностных качеств субъекта;

  2. Поскольку
    информация о человеке, получаемая в
    результате наблюдения, чаще всего
    недостаточна для надежных выводов,
    наблюдатель находит вероятные причины
    поведения и приписывает их наблюдаемому
    субъекту;

  3. Причинная
    интерпретация существенно влияет на
    поведение наблюдателя.

Каузальная
атрибуция
изучается также как явление возложения
или принятия членами группы персональной
ответственности за успехи и неудачи в
совместной деятельности. Показано, что
в группах высшего уровня развития (в
коллективах) это явление адекватно
реальному вкладу членов коллектива в
результате деятельности.

1 интимная зона (15-45 см).


Из
всех зон самая главная, поскольку именно
ее человек охраняет так, будто это его
собственность. Разрешается проникнуть
в эту зону только тем лицам, кто находится
в тесном эмоциональном контакте с ним.

Нарушение
интимной зоны тем или иным человеком
осуществляется по разным причинам: –
человек является нашим родственником,


причина связана с необходимостью
совместного передвижения в транспорте,
лифте, очереди;


когда «нарушитель» проявляет враждебные
намерения, агрессию к нам. Подобное
вторжение посторонних людей в нашу
интимную зону вызывает как внешний
протест, так и внутренние реакции (сердце
начинает биться быстрее, в кровь
выбрасываются гормоны и питательные
вещества, дыхание учащается и т.д.

Если
вы хотите, чтобы люди чувствовали себя
в вашем обществе уютно, то соблюдайте
главное правило дистанции общения.

Исследования
показали, что существует связь между
ростом собеседников и дистанцией, на
которой ведется разговор. А именно: чем
выше мужчина, тем более старается он
приблизиться к собеседнику, и, наоборот,
чем меньше его рост, тем большее расстояние
он предпочитает. У женщин же наблюдается
противоположная зависимость.

Конструктивный и деструктивный.

Первый тип спора — создающий, второй — разрушающий. В этом основная разница. В результате конструктивного диалога собеседники приходят к одной точке зрения, используют честные методы борьбы.

Деструктивный вид порождает ссоры, обвинения, оскорбления и даже драки. Во время такого общения не соблюдаются вежливость, логичность. Участники такой перепалки нацелены на победу своего мнения, поэтому игнорируют взгляды соперника, даже если они весомо аргументированы.

Уважение к оппоненту.

Человек, который во время перепалки повышает голос, переходит на личности, автоматически становится проигравшим. Да и общаться с таким типом мало кто потом захочет. Чтобы не терять своего достоинства даже в самом разгаре полемического соперничества, достаточно придерживаться элементарных правил:

  • выслушивать соперника до конца, не перебивая его;
  • не затрагивать интимные темы, неловкие моменты;
  • быть вежливым, проявлять воспитанность в каждом поступке и слове;
  • уважать мнение оппонента. Не обязательно с ним соглашаться, но важно понимать право на свою точку зрения;
  • завершать начатую дискуссию до конца, не бросая все на полпути из-за страха поражения;
  • держать собственные эмоции под контролем, не срываться на собеседнике;
  • уметь деликатно заканчивать перепалку, если противник вдруг сам перестал себя контролировать и готов начать ссору.

Вежливость в споре — не просто хорошая черта. Она помогает одержать победу, спровоцировать соперника, заставить его сомневаться в своих взглядах. А в этом уже заключается искусство вербального боя.

Внимательность к речи.

Тон успешного спикера всегда тверд, выражает уверенность. Исключение составляют только те моменты, когда применяются методы ментального влияния. Лучше не опускать голос до полушепота, пытаясь придать себе таинственности. Это выглядит нелепо. Однако и кричать нет никакого смысла. В этом плане нет ничего лучшего, чем золотая середина.

О внимании к речи желательно не забывать и во время письменных споров. Неграмотные сообщения — это мгновенное поражение. Если человек допускает элементарные ошибки в тексте, это выказывает его неуважение к себе, адресату. В такой личности начинают сомневаться. Если у человека нет желания или способностей редактировать свои ошибки, значит к остальным вопросам он относится так же.

Персональная /личная зона (45-120 см)


Данное
расстояние используется при обыденном
общении со знакомыми людьми.

Логичность и аргументация.

Тезис определен, факты по теме найдены, 3 книги об ораторских уловках прочитаны. Все, к спору готов?Оказывается, что нет. Мало собрать информацию и выложить ее как на духу. Важно предоставить доказательства своих утверждений. И еще важнее — связать это все в логическое, связное выступление. На самом деле это не так-то просто. К тому же, неизвестно, как поведет себя собеседник, не придется ли после его речи менять ход своей. Вот приблизительная схема выступления:

  • заявление о своем тезисе;
  • краткий рассказ о том, почему этот факт кажется правдивым или ложным, исходя из личных убеждений;
  • предоставление доводов в свою пользу из авторитетных источников — работы великих людей, научные факты, вещественные доказательства и пр.;
  • работа с аргументами оппонента — принятие или обоснованное отрицание;
  • подведение итогов, повторное провозглашение тезиса или его опровержения.

Социальная зона (120-400 см)

На
таком расстоянии общаемся при официальных
встречах с посторонними людьми.

  1. Публичная/ общественная зона (400 см и более)


При
общении с большими группами людей и
лектору, и слушателям будет удобнее
передавать и воспринимать информацию
на таком удалении друг от друга.

Козыри в рукаве.

Никому не интересно выслушивать сухие сведения. Доказательства, а также эмоциональная составляющая спора разбавляют этот штиль. Однако лучшим методом считается стратегия и уловки, например:

  • ложное согласие с мнением противника — для резкого выпада или обращения доказательств конкурента против него самого;
  • игра контрастов;
  • провокация эмоций без перехода на личности или грубости;
  • двойные стандарты;
  • выдумка ложных фактов с последующим раскрытием обмана;
  • лесть;
  • переманивание публики на свою сторону, получение ее поддержки;
  • скрывание ключевого мощного аргумента до кульминационной части.

Тематический.

Разновидности этих бесед определяются предметом обсуждения, который может быть:

  • философским;
  • политическим;
  • личным;
  • художественным;
  • социальным;
  • этическим;
  • научным;
  • религиозным.

Каждая из этим тем включает в себя тысячи подразделов. Как правило, соперники обсуждают не более двух проблем одновременно — как основных глобальных, так и более узких подтем.

I. по цели:

1.
Спор
из-за истины. Цель – поиск истины,
проверка идеи. Здесь тщательно проверяются
и анализируются доводы (аргументы),
истина устанавливается совместно.В
этом виде спора необходима компетентность
участвующих в нем людей, знающих проблему
и заинтересованных в принятии решения.

2. Спор для убеждения
оппонента. Цель – привлечение оппонента
на свою сторону, утверждение своей точки
зрения.

3. Спор для содержания
победы. Цель – отстаивание личных или
общественных интересов и самоутверждение.

4. Спор ради спора.
Цель- времяпрепровождение.

II.
По
числу участников:

  1. Спор-монолог.

  2. Спор –диалог.

  3. Спор- полилог.

Iii.индивидуальные особенности участников спора.

Поведение
в споре может быть рациональным и
эмоциональным. Спорящие могут проявлять
уважение/неуважение друг к другу.
Выдержка и самообладание в споре –
залог его конструктивности. Учитывая
следующие индивидуальные (личностные)
особенности участников спора:

  1. Интеллект.
    Чем выше уровень интеллекта, тем больше
    спор склоняется к дискуссии.

  2. Характер.

  3. Темперамент.
    (Если спорят два холерика, то вокруг
    «перья летят».)

Виды
аргументов
(доводов, фактов). Аргументы и контраргументы
(встречные аргументы) бывают
сильные, слабые, несостоятельные.

Сильные
аргументы. Не
вызывают критики, их невозможно
опровергнуть и

не
принять во внимание. (Например, цитаты
из публичных заявлений, книг; законы,
уставы, руководящие документы; заключение
экспертов; показания свидетелей и
очевидцев; статистическая информация,
собранная и обработанная профессионалом.)

Слабые
аргументы (аргументы,
которые можно опровергнуть). Вызывают
сомнение оппонентов, клиентов, сотрудников.

  • Умозаключения,
    основанные на двух или более отдельных
    фактах, связь между которыми не очевидна,
    не ясна;

  • Ссылки или цитаты
    на авторов или авторитетов, малоизвестных
    оппоненту;

  • Доводы, вытекающие
    из обстоятельств или диктуемые
    побуждением, желанием выступающего;

  • Выводы, версии
    или обобщения, сделанные на основе
    догадок и ощущений;

  • Выводы из неполных
    статистических данных.

Несостоятельные
аргументы. Их
можно разоблачить, дискредитировать
соперника, воспользовавшегося ими.

  • Суждения на основе
    подтасованных фактов;

  • Ссылки на
    сомнительные и непроверенные источники;

  • Решения, потерявшие
    силу;

  • Домыслы, догадки,
    предложения, измышления;

  • Выводы, сделанные
    на основе фиктивных документов;

  • Ложные показания.

Методы
аргументации:

  1. Фундаментальный
    метод
    .
    Прямое обращение к собеседнику с
    фактами и сведениями, которое составляет
    основу доказательства. Наиболее
    эффективны цифровые примеры.

  2. Метод
    противоречия
    .
    Выявление противоречий в аргументации
    противника.

  3. Метод
    извлечения выводов
    .
    Пошаговый логический разбор, при котором
    в конечном итоге приходят к общему
    логическому выводу.

  4. Метод
    сравнения
    .
    Особенно действенен, когда сравнения
    подобраны удачно, естественно.

  5. Метод
    «за
    против»
    («да, но»). Метод применяется тогда,
    когда в аргументах оппонент либо только
    утверждает, либо только отрицает.

  6. Метод
    частей или «кусков»
    .
    Анализ выступления оппонента с выделением
    в нем следующих частей: а) неоспоримые
    части; б) части, к которым имеются
    возражения; в) ошибочные части . При
    этом целесообразнее не касаться наиболее
    сильных аргументов, а преимущественно
    ориентироваться на слабые места и
    пытаться опровергнуть именно их.

  7. Метод
    «бумеранга» (возвратный)
    .
    Использование аргументов собеседника
    против него самого.

  8. Метод
    игнорирования
    .
    Простое игнорирование факта, который
    нельзя опровергнуть.

  9. Метод
    потенцирования
    .
    Смещение акцентов в соответствии со
    своими интересами (на первый план
    выдвигается наиболее приемлемое).

  10. Метод
    выведения из эмоционального равновесия
    .
    Постепенное субъективное изменение
    существа дела.

  11. Метод
    опроса
    .
    Оппоненту заранее задаются вопросы с
    целью узнать то, что он собирается
    сообщить.

  12. Метод
    видимой поддержки
    .
    Поддержка позиции оппонента, с тем,
    чтобы дать ему понять, что в данном
    вопросе разбираются так же хорошо,

Спекулятивные
методы аргументации:

  1. Метод преувеличения.

  2. Метод
    анекдота.
    Суть
    метода в том, что одно остроумное
    замечаниеможет
    разрушить всю цепочку аргументов.
    Единственное, что можно в таком случае
    сделать, если не получается парировать,
    – искренне посмеяться вместе с шутником.

  3. Метод
    использования авторитета.
    Присоединение
    к точке зрения известного авторитета.

  4. Метод
    изменения направления.

    Вместо опровержения аргументов переход
    к другому вопросу, который не имеет
    отношения к предмету дискуссии.

  5. Метод
    вытеснения.

    Преувеличение второстепенных проблем
    вместо обсуждения точно определенной
    темы.

  6. Метод
    введения в заблуждение.

    Сообщение путаной информации, полуправды,
    которая преподносится в большом
    количестве.

  7. Метод
    отсрочки.

    Создание препятствий для ведения
    дискуссии.

  8. Метод
    искажения.

    Неприкрытое извращение услышанных
    фактов или перестановка акцентов.

  9. Метод
    вопросов-
    «ловушек».
    Включает в себя несколько вариантов:

А) Повторение. Один
и тот же вопрос или утверждение повторяется
много раз; в конце концов, он используется
как доказательство;

Б) Вымогательство.
Этим вопросом оппонент стремится
вынудить согласиться с ним;

В) Альтернатива.
Вопросы задаются таким образом, чтобы
получить несколько ответов, один из
которых соответствует концепции
оппонентов;


Г) Контрвопросы.
Вместо ответов и проверки вопросов
оппонент задает контрвопросы.

Барьеры, мешающие общению.

Барьер
– это психологическое препятствие,
мешающее оптимальному протеканию
процессов адаптации личности к новым
факторам внешней среды, вызванное либо
особенностями ситуации, либо особенностями
личности.

1.
Барьер
предвзятости и беспричинной негативной
установки.
Выражается в следующем: вы внешне
беспричинно начинаете отрицательно
относиться к тому или иному человеку в
результате первого впечатления или
непонятно по каким причинам. Следует
установить возможные мотивы появления
у вас такого отношения к человеку и
преодолевать их.

2
Барьер отрицательной установки,
введенной
в ваш опыт кем-либо из людей
Кто-то сообщил вам отрицательную
информацию о каком-то человеке, и у вас
складывается негативная установка по
отношению к человеку, о котором вы сами
мало что знаете, не имеете опыта личного
взаимодействия с ним. Таких негативных
установок, привнесенных извне, вне
вашего личного опыта общения с конкретным
человеком и познания его личности, надо
избегать.

К
новым людям, с которыми вам предстоит
общаться в течение определенного
времени, надо подходить с позитивной,
оптимистической гипотезой. Не
ориентируйтесь окончательно в оценке
человека только на мнение других.
Стремитесь сами тщательно разобраться
в личности человека, соотнесите полученную
вами информацию с вашим личным
впечатлением.

3.
Барьер
«боязни» контакта с человеком.
Бывает, что вам необходимо вступить в
непосредственный контакт с человеком,
но вам как-то неловко. Что делать в этом
случае? Выход один. Попытайтесь спокойно,
без эмоций проанализировать, что
сдерживает вас в общении, и вы убедитесь,
что эти эмоциональные наслоения или
субъективны, или носят слишком
второстепенный характер (естественно,
если нет принципиальных конкретных
разногласий).

После того, как такой
анализ проведен, вступайте в беседу, а
затем обязательно проанализируйте: все
ли в разговоре прошло успешно, непременно
зафиксируйте собственное внимание на
том, что ничего страшного не произошло.
Обычно такой барьер характерен для
людей, испытывающих сложности в общении,
связанные с низким уровнем общительности.

4.
Барьер «ожидания непонимания».
Вы должны вступить в непосредственное
взаимодействие с человеком в деловом
или личностном общении, но вас волнует
вопрос: «А правильно ли вас поймет
партнер?» Причем, здесь не редко исходят
из того, что партнер вас обязательно
должен понять неверно.

Начинают
прогнозировать последствия этого
неверного понимания, предвосхищать
неприятные ощущения, что, заметьте,
теперь в собственном воображении
выступает как неизбежная данность и
др. Что следует предпринять в этом
случае? Необходимо спокойно и обстоятельно
проанализировать планируемое вами
содержание беседы и по возможности
устранить из нее те моменты или
эмоциональные акценты, которые могут
вызвать неадекватное толкование ваших
намерений. После этого смело вступайте
в контакт.

5.
Барьер «неверных стереотипов».
Нередко организовать продуктивное
взаимодействие с человеком мешает
неверный стереотип восприятия определенных
жизненных явлений. Скажем: «Я попрошу
у него что-либо, а он обязательно откажет».

От
таких стереотипов надо уходить. Стремитесь
оценивать складывающуюся ситуацию
общения в ее конкретном контексте, это
поможет преодолеть данный барьер.

6.
Барьер возраста
— типичный в системе обыденного общения.
Возникает он в самых разнообразных
сферах человеческого взаимодействия:
между взрослыми и детьми (взрослый не
понимает того, чем живет ребенок, что
является причиной многих конфликтов),
между людьми разных поколений. Вспомните,
как люди постарше нередко осуждают
поведение молодых, как бы забывая себя
самих в этом возрасте;

А кто помоложе,
раздражаются, посмеиваются, в результате
возникают осложнения в межличностных
отношениях. Возрастной барьер в общении
опасен и в семейных отношениях, и в
систем служебного взаимодействия. Мы
должны знать, что подобный барьер
существует, и учитывать его в процессе
общения с людьми.

Мы
перечислили лишь некоторые психологические
барьеры, которые возникают в процессе
общения людей. В действительности их
гораздо больше — столько же, сколь ко
людей. Но надо знать, что данный аспект
имеет место практике общения и его
необходимо целенаправленно преодолевать.
Ведь от того, как складываются наши
взаимоотношения с другими людьми, во
многом зависит продуктивность тех сфер
деятельности, которые общение как бы
обслуживает.

Что
следует помнить для преодоления этих
психологических барьеров?

—Постараться
как бы «остановиться — оглянуться» и
тщательно проанализировать, не возникает
ли у вас тот или иной барьер в общении:

—проанализировать
те стороны вашего общения с другими
людьми, которые нравятся им, и выделить
те, которые, на ваш взгляд, вызывают
неудовлетворенность окружающих;

—в
процессе общения стремитесь уходить
от тех стереотипов, которые мешают
успешному взаимодействию;

—старайтесь
меньше выяснять отношения, но вместе с
тем стремитесь тщательно анализировать
процесс их развития и устранять
нежелательные элементы, ведущиек
формированию барьеров, помните, что
выяснение отношений — не самый удачный
путь к их улучшению;

—попытайтесь
ответить на такой вопрос: «Каким видят
вас другие люди?»


Стремитесь,
чтобы этот анализ был более адекватным
реальному положению дел

Влюбленность.

По
мере развития эмоциональных отношений
они могут перерасти во влюбленность,
которую ошибочно считают проявлением
любви. Основным механизмом возникновения
влюбленности является эмоциональная
реакция на ролевое поведение другого
человека Если в какой-то степени человек
какой-то частью своего поведения будет
соответствовать моему представлению
об идеале («удачно сыграет свою роль»),
то я моментально на него этот идеал
достраиваю.

«Из всего того, что они могут
заметить, они воспринимают то, что
соответствует желаемым состояниям ума
и тела, что больше всего нравится». (Пек
М. С,) Особенность этих фильтров в том,
что они пропускают и увеличивают только
достоинства, даже самые маленькие, а
недостатки не значительно преуменьшаются.
Поэтому влюбленность – называется
«аффективной аттракцией».


Другой
характеристикой влюбленности является
быстрота возникновения этого чувства,
кратковременность и такой же быстрый
спад.

Когда спор становится опасным?

Развитие и исход спора часто зависит от способов и средств его видения, использованный оппонентами. Уже сам факт спора показывает недостаточность используемых оппонентами аргументов и необходимость приведения дополнительной аргументации. Однако такового не происходит. Однако такового не происходит, а чаще аргументация подменяется оценочными суждениями, касающимися личности оппонентов.

Этот шаг часто совершается как бы невзначай, непредумышленно и является решающим для поворота спора в опасное русло, ведущее к конфликту и, нередко, к криминалу. Чаще всего один из оппонентов высказывает суждения, касающиеся неспособности другого понять его точку зрения, нередко при этом уточняются, в силу каких особенностей или обстоятельств. Это воспринимается другим спорящим как оскорбление или, во всяком случае, как ущемление его личного достоинства.

Именно этот момент перехода спора с обсуждения какого-либо предмета в русло оценок личностных качеств спорящих должен находиться под вашим контролем и регулировать дальнейшее поведение.

Любовь и виды аттракции.

Attraction
– притяжение, эмоциональное отношение
между людьми.

По
степени глубины Е. Е. Кунин и С. В. Петрушин
выделяют:

  1. симпатию;

  2. влюбленность;

  3. привязанность;

  4. увлеченность;

  5. невротические
    отношения (Зависимость, самопожертвование).

Привязанность.


Еще
один вид аттракции носит название
привязанность. Это безличностные
отношения, в основе формирования которых
лежит ритуал. Совместно повторяющееся
действо может привести к усилению
эмоциональной привлекательности друг
друга.

Чрезвычайно
важным фактором сплочения является
совместное сильное переживание. При
этом не имеет значения, положительное
оно или отрицательное.

Пространство личности:

  1. –Есть
    информация, которую мы о себе знаем, но
    и окружающим тоже понятно.

  2. Есть
    информация, которую мы не знаем, но
    другие об этом знают и не дают обратной
    связи.

  3. Есть
    информация, которую другие не знают
    обо мне, но мне известна.

  4. Неизвестная
    область – бессознательная зона развития.

Симпатия

Аттракция,
возникающая на самом первом этапе
развития эмоциональных отношений,
предстает в виде симпатии. (внешние
данные, степень физической привлекательности,
социально-демографические характеристики,
соц. статус человека считаются главной
причиной симпатии). Такие характеристики
человека открыты для наблюдения и не
требуют для своего опознания сколько-нибудь
длительного времени, поэтому их
воздействие будет наиболее заметно на
первых этапах общения. Можно сказать,
что симпатия – это эмоциональная реакция
на «мачку» партнера.


Является
наиболее кратковременным и быстропроходящим
видом эмоционального отношения.

Увлеченность.

Увлеченность
отличается от влюбленности и привязанности
уже тем, что это эмоциональная реакция
уже на реальное качество другого
человека. Если влюбиться и привязаться
можно практически к любому человеку,
то для увлеченности нам уже необходимо
увидеть в другом человеке элемент его
индивидуальности. (художественный
талант).

Установки имеют три измерения:

  1. когнитивное
    измерение
    включает
    мнения и убеждения, которых мы
    придерживаемся относительно тех или
    иных людей.

  2. аффективное
    измерение
    составляют
    положительные или отрицательные эмоции,
    связанные с этими убеждениями, они
    придают установке эмоциональную
    окраску.

  3. поведенческое
    измерение,
    которое
    предполагает реакцию человека,
    соответствующую его убеждениям и
    переживаниям.

(Педагог
слишком строгий – когнитивная
установка;
я не люблю, когда меня заставляет что-либо
делать – аффективная
сост.;
я редко буду посещать занятия –
поведенческая составляющая.)

Важной
сферой исследования социальной перцепции
является изучение процесса формирования
первого впечатления о другом человеке.
Большое влияние на первое впечатление
о человеке оказывает его внешний вид.
Благодаря одежде человеку могут быть
приписаны черты, которых он не имеет.
Важным факторами, влияющими на первое
впечатление являются цвет одежды,
украшения, осанка.